Политики везде одинаковы: они обещают построить мост там, где и реки-то нет. Никита Хрущев
Сегодня 20 июля 
суббота,
Котировки
62.866670.7941

Из каких источников вы получаете политическую информацию?

Отправить

О древнейшей профессии и не только

Герой романа Эда Макбейна «Плата за убийство» говорит, что шантажом лучше заниматься в одиночку, ведь с сообщником придется делить всё — деньги, знания, картотеку, но только не срок. Его не располовинят, а каждому достанется на всю катушку.

За все время работы в журналистике меня не покидало ощущение, что многие мои коллеги тоже следуют этому принципу. Их можно понять. Журналисту можно строить из себя ах какого независимого, принципиального и свободолюбивого. В крайнем случае, укажут на дверь, но если есть имя и работоспособность, найти другую работу несложно. А вот руководителю СМИ куда сложнее. Он может сколько угодно демонстрировать вольнодумство, но когда члены коллектива, как птенцы в гнезде, раскрыв рты, требуют корма, все равно приходится идти на поклон к учредителю, информационным партнерам, а в нынешнее время, когда даже неокончательно еще разоренный бизнес стал жутко прижимистым — к власти. И тут наступает когнитивный диссонанс.

С одной стороны, читатель (зритель) требует, чтобы СМИ критиковали власть. И не просто критиковали — ругали, на чем свет стоит. Гигантская пропасть между уровнями жизни обычных граждан и власть предержащих формирует соответствующий социальный заказ.

С другой стороны, кусать руку дающего глупо. Иначе она не просто оскудеет, но может и по морде врезать так, что мало не покажется. Можно сколько угодно доказывать, что ни учредитель, ни, тем более, информационный партнер, формирующий бюджет СМИ, не вправе вмешиваться в политику редакции. Мы живем в восточном деспотическом государстве, а не в какой-то бесхребетной Дании, где даже экстремистское СМИ власть прикрыть не имеет права. Редактору, скрепя сердце, приходится совмещать пафосные репортажи о достижениях властей с критикой отдельных чиновников и наиболее вопиющих недостатков.

При этом и проявляются разные типы журналистов. Для одних способом добывания денег становится откровенный шантаж. Информационный. Другие наоборот — настолько проникаются эмпатией к своим рекламодателям, что выражают их интересы даже в личных комментариях в соцсетях, защищая любые благоглупости от не связанных никакими обязательствами хейтеров. У кого-то шантаж прорывается на личном уровне, скажем, в отношении тупых и наглых, как им кажется, кураторов со стороны учредителя (мол, или я, или они). Кто-то сразу за хвалебной одой заказчику ставит бесплатный материал о том, что в другом деле этот же заказчик выступает, как откровенный негодяй.

Смотреть на все это крайне неприятно. Но поучительно. Потому что рано или поздно наступает расплата. Деньгами-то приходится делиться. А вот ответственность ложится непосредственно на шантажиста.

Опубликовано 12 апреля, 2019 года

Теги:

СМИ